Положили скидки под ёлочку0 дней 00:00:00Выбрать курс
Партнёры Академика Pro
  • Для всех
  • На русском языке
  • 20 часов
  • Бесплатно
Условия акции

История фотографии

Что, если воспринимать фотографию не как картинки, а как призму, через которую можно анализировать культуру, исторические события и жизнь общества? Для этого не обязательно долго учиться. Курс «История фотографии» — ёмкий и чётко структурированный, поэтому вы за короткое время узнаете, как фотография стала такой, какой мы её знаем сегодня. Расскажем, как появилась фотография, как менялись её технологии и приёмы, как фотография стала искусством и какой потенциал ей ещё предстоит раскрыть. Познакомим с ключевыми направлениями, авторами и произведениями. Выясним, почему современная культура немыслима без фотоснимков. Курс подходит для всех, кто хочет научиться «читать фотографию» и по-новому взглянуть на историю через снимки знаменитых фотографов.

  • Для всех
  • На русском языке
  • 20 часов
  • Бесплатно
Условия акции
Посмотреть программу

Чему вы научитесь

  • Разбираться в основных периодах истории фотографии

  • Называть имена выдающихся мастеров разных направлений

  • Узнавать ключевые произведения, характеризующие важнейшие вехи в истории фотографии

  • «Читать фотографию»: понимать её язык и стилистические особенности

Содержание курса

Курс состоит из 10 модулей, в которых есть видео, лонгриды и списки дополнительной литературы.

  • 10 модулей
  • 10 тем
  • 20 часов
  • История фотографии: введение

    В этом модуле мы рассмотрим фотографию как один из важнейших медиумов, который изменил облик современности. Обсудим подходы к определению роли и предназначения фотографии, а также её двойственную природу — техники и искусства.

    Поговорим о том, как фотография документирует события и передаёт информацию, и коснёмся темы авторства: как точка зрения фотографа влияет на изображение и его интерпретацию.

    После модуля вы сможете:

    • Рассказать о своеобразии фотографии как вида искусства
    • Объяснить дихотомию документальности и постановочности в фотографии
    • Охарактеризовать специфику фотографии с точки зрения классификации знаков (по Чарлзу Пирсу)
  • Фотография как технология: начало

    Вы узнаете о предыстории фотографии и первых техниках автоматического запечатления образов, таких как гелиография. Мы обсудим особенности и выразительные возможности каждой из этих технологий.

    Сфокусируемся на истории появления фотографии, начиная с первых экспериментов Нисефора Ниепса, Луи Дагера и Уильяма Генри Фокса Тальбота.

    Погрузимся в физику и химию, стоящими за фотографическими процессами, и изучим развитие технологий, таких как дагеротипия и калотипия.

    После модуля вы сможете:

    • Рассказать о генезисе фотографии и её предыстории
    • Назвать имена изобретателей первых фотографических техник
    • Охарактеризовать специфику ранних фотографий с эстетической точки зрения
  • Фотография как технология: фотография в повседневной жизни

    В 1880-х годах технические достижения сделали фотографию более доступной, позволяя ей стать массовым явлением.

    В этом модуле мы сосредоточимся на технологии фотографии. Поговорим о том, как технологии, такие как мокрый и сухой коллодий, желатин-серебряный процесс, альбуминовая печать и фотоплёнка, изменили процесс фотографирования.

    Вы узнаете о внедрении цвета в фотографию и познакомитесь с ключевыми фигурами, такими как Антуан Беккерель и Джеймс Клерк Максвелл. Мы исследуем аддитивные технологии и появление первых цветных плёнок, что заложило основы для современного цифрового фотографического искусства.

    После модуля вы сможете:

    • Рассказать о генезисе массовой фотографии и её влиянии на культуру
    • Назвать имена изобретателей техник цветной фотографии
    • Охарактеризовать специфику ранних фотографий с эстетической точки зрения
  • Фотография как тиражируемый образ: военная фотография

    В этом модуле мы исследуем роль военной фотографии в документировании конфликтов. Рассмотрим, как вооружённые конфликты, такие как Русско-турецкая война и Гражданская война в Америке, стали предметом внимания фотографов. Вы увидите, как фотографии фиксируют разрушительные последствия протестов, войн и революций по всему миру. 

    Проанализируем, как военная фотография приобрела широкий размах во время Второй мировой войны, когда средства массовой информации использовали её в пропагандистских целях, делая фоторепортаж важной частью журналистики. Вы узнаете о фотографах на передовой и отечественной фотографии того времени.

    В заключение поговорим о современной военной фотографии. Обсудим позицию фотографа как «гонца» и этические аспекты, связанные с работой в конфликтных зонах.

    После модуля вы сможете:

    • Охарактеризовать специфику военной фотографии
    • Назвать имена и основные произведения выдающихся военных фотографов, отечественных и зарубежных

Авторы курса

  • Александра Першеева

    Александра Першеева

    Кандидат наук, доцент факультета креативных индустрий в Школе дизайна НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Современное искусство»

    Искусствовед, специалист по семиотике и общей теории искусства, видеохудожник. Автор онлайн-курсов, посвящённых визуальным искусствам. Член ассоциации художественных критиков AICA-Russia. Лауреат премии С. Курёхина.

  • Владимир Левашов

    Владимир Левашов

    Старший преподаватель факультета креативных индустрий в Школе дизайна НИУ ВШЭ, куратор направления «Фотография», лектор курса по истории фотографии

    Искусствовед, специалист по истории и теории фотографических практик. Автор книги «Лекции по истории фотографии». Куратор российского павильона на Биеннале искусства в Сан-Паулу (1994) и первой масштабной выставки медиаискусства в России — NewMediaTopia. Художественный директор Stella Art Foundation с 2004 года, куратор более 50 выставок фонда. Среди них «Руина Россия» и «Этот смутный объект искусства» в рамках 52-й и 53-й Венецианских биеннале.