- Для всех
- С сертификатом
- На русском языке
- 5 часов
- 4 200₽
Чему вы научитесь
Понимать основные принципы и правила этического поведения в сфере медиа
Анализировать групповые моральные нормы и этические дилеммы
Разбираться в законодательстве, регулирующем сферу СМИ
Соблюдать высокие стандарты профессиональной этики
Этично, объективно и непредвзято подходить к исследованию информации
Содержание курса
Курс состоит из 5 модулей. В каждом модуле есть видео, материалы для самостоятельного изучения и глоссарий. Вас ждёт 3 теста для самопроверки и закрепления материала.
- 5 модулей
- 5 тем
- 5 часов
- Профессиональная этика медиасреды как наука и практическая проблема
Модуль поможет понять не только теоретические аспекты профессиональной этики в медиасреде, но и её практическое значение для работы журналистов и других участников медийной индустрии.
Вы узнаете, что такое профессиональная этика и групповая мораль. Поймёте, как мораль и этика влияют на группы в медийной среде. Мы объясним, почему у журналистики особая социальная значимость и как это влияет на её этическую ответственность перед обществом.
- Групповая мораль и этика.
- Причины её возникновения и существования.
- Цели и содержание групповой морали.
- Социально-историческое содержание групповой морали: кодекс чести дворянина, мещанская мораль, врачебная этика и прочее.
- Моральный аспект определённых видов деятельности.
- Общее и специфическое в групповой морали как регуляторе деятельности и общения в группе.
- Мораль и этика в функционировании общественно значимых групп, специфических групп.
- Социально-профессиональные группы как предмет моральных отношений.
- Причины, побуждающие общество и группы к специальному, усиленному регулированию этих групп.
- Причины внешние и внутренние.
- Социальные и профессиональные особенности журналистики как деятельности и как специфической формы всеобщего социально-информационного общения.
- Особая социальная значимость журналистики как деятельности и как общественного института.
- Ключевые понятия курса. О предмете профессиональной этики медиапространства
Вы познакомитесь с основными терминами и принципами, связанными с этикой в журналистике и медиа. Поговорим о том, как журналистика воздействует на общество. Проанализируем нравственные и этические вызовы, с которыми сталкиваются журналисты, и разберёмся, как их преодолевать.
- Понятие деонтологии.
- Медиаэтика и журналистская этика.
- Основные значения понятия профессиональная этика: устоявшиеся традиции словоупотребления.
- Профессиональная этика и профессиональная мораль.
- Социальные и профессиональные особенности журналистики как деятельности и как специфической формы всеобщего социально-информационного общения.
- Исходные составляющие профессиональной этики: общественные требования к данному социальному институту, требования, вытекающие из внутренних функциональносущностных свойств журналистики, правила, установившиеся в ходе журналистской практики.
- Основные нормы и правила профессионально-этического поведения
Сфокусируемся на нормах и правилах профессиональной этики в журналистике. Рассмотрим универсальные профессиональные принципы из журналистских кодексов. Вы узнаете требования к журналистам на разных этапах работы, а подробно мы остановимся на предварительном этапе — исследовании.
- Понятие профессиональных принципов.
- Универсальность принципов.
- Декларирование основных профессиональных принципов в журналистских кодексах.
- Основные принципы профессиональной этики.
- Нравственная составляющая как необходимый компонент профессионального поведения журналиста.
- Требования к журналисту, работающему на предварительном этапе журналистской деятельности — этапе исследования действительности.
- Профессионально-нравственные отношения в медиасреде
Модуль посвящён профессионально-нравственным вопросам, с которыми сталкиваются журналисты в медиасреде.
Проанализируем отношения между журналистами и социальными институтами, этические аспекты работы с информацией. Уделим внимание вопросам правдивости и прозрачности в журналистике, законодательству в области информационной безопасности, а также этике взаимодействия с источниками и героями.
- Журналист и социальные институты общества.
- Профессионально-нравственные вопросы взаимоотношений журналиста с обществом.
- Истина в журналистике.
- Право знать и границы гласности.
- Статья 58 Закона РФ «О СМИ».
- Отношение с потребителем информации — важнейшее среди производственных связей журналиста.
- Нравственный смысл отношений «журналист — аудитория».
- Факт и комментарий.
- Скрытая реклама, созданная журналистами.
- Истина в журналистике и в PR-службах.
- Работа с засекреченной информацией.
- Закон «Об информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года.
- Закон «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года.
- Положения о коммерческой тайне.
- Противоречия в законодательстве.
- Политический подход в современной российской журналистике.
- Профессионально-нравственные отношения «журналист — источник информации».
- Источник информации как объект нравственного отношения репортёра.
- Виды источников информации.
- Правило двух источников.
- Положения о сохранении в тайне информации об источнике информации.
- Степень объективности источника информации и способы её проверки.
- Допустимые и недопустимые методы получения информации.
- Источник информации — человек.
- Этические положения при проведении журналистского расследования.
- Журналист и есть источник информации.
- Журналистские эксперименты.
- Использование метода маски и смены профессии.
- Использование скрытой камеры и диктофона.
- Покупка информации.
- Профессионально-нравственные отношения: журналист и его герои.
- Социальная оценка персонажа.
- Стереотипизация в оценочном суждении.
- Нравственный выбор журналиста и социальная оценка персонажа.
Сертификат от СПбУТУиЭ
Подтвердит, что вы прошли курс, и усилит ваше портфолио или резюме.